Игры взрослых: как заработать 100 млн долл. в год на военной истории
На РБК (ссылка) и Яндекс.Дзен вышло интервью (ссылка) любимца здешней публики, главы Lesta Studio Малика Хатажаева, мимо которого мы не могли просто так взять и пройти мимо. Приятного чтения)
Оборот петербургской студии компьютерных игр «Леста», подразделения Wargaming, за 2018 год превысил 1 млрд руб. Минувший год стал самым успешным для компании, сообщили в студии, уточнив, что большую часть полученных средств принесла онлайн-игра World of Warships. В ней выходит ветка линкоров Российской империи и СССР, что далось студии непросто и воспринимается «Лестой» как важная веха в развитии. В интервью РБК Петербург сооснователь и генеральный директор компании Малик Хатажаев рассказал, как относятся к индустрии видеоигр петербургские власти, чему может научить Wargaming сотрудников Минобороны, и в чем Беларусь обгоняет Россию.
«Мы про флот знали больше всех в мире»
— Как вы оцениваете результаты 2018 года для экономики компании?
— Онлайн игра «Мир Кораблей» (WOWS) зарабатывает более 100 млн долларов в год, сколько именно — не буду уточнять. В год наш рост составлял в последнее время в среднем 10-20%. Прошлый год — самый успешный за всю историю существования игры. В 2019 году мы ожидаем, что останемся на уровне 2018 года, потому что все основные рынки уже охвачены, распространение по территориям остановилось.
И потом, наша игра рассчитана не совсем на геймерскую аудиторию. Специфика «кораблей» в том, что игра ориентирована на людей в возрасте 35-40 лет. Наш костяк — это взрослые люди, которые знают историю и способны управлять сложными сущностями. В реальности кораблями управляют тысячи людей. Поэтому наша наисложнейшая задача была — дать это все в руки одному человеку. Что-то для него автоматизировать, что-то упростить, но чтобы это все равно остался ощущенческий корабль. Это мега-задача, ее многие в мире пытались решить, но пока получилось только у нас, чем мы гордимся.
— Аудитория, которую вы обозначили, еще и самая экономически активная?
— У нее несколько признаков: это самая платежеспособная аудитория, это раз. Два — это аудитория более верная. Ее спектр интересов в гейминге неширок. Если эти люди во что-то начинают играть, то делают это долго. Естественно, нужно успевать развиваться, давать им новые ощущения, новый контент, но в принципе наша аудитория не бегает от игры к игре. Для молодежной аудитории свойственно менять вкусы, ей важен хайп: что-то новое вышло, все побежали. И вроде только что была успешная игра, но тут же она проседает. У нас все эти тренды не столь выражены. С другой стороны, у нас высокий порог вхождения, он выступает как ограничитель: для людей, которые не имеют необходимый уровень интеллектуального аппарата, игра менее интересна, порой даже непосильна.
— То есть игра в вашем случае — это работа для игрока?
— В нашем случае игра требует определенного интеллектуального уровня: нужно учитывать и тактику, и стратегию, одновременно контролировать практически все три измерения пространства, включая водную обстановку и авиацию. «Корабли» — это настоящая тригонометрия.
— В общем, топ-5 ваших игроков можно смело брать в научную лабораторию.
— Вполне. Вопрос в том, что взрослые состоятельные люди не на любую работу пойдут. Но то, что это определенного типа люди — совершенно точно. Они и в жизни очень интересны. Наш игровой костяк — это взрослые люди с мощным аналитическим аппаратом. Они знают чудовищное количество тонкостей, а мы обязаны знать еще больше. Когда игра стартовала, мы про флот знали больше всех в мире. Мы в наш офис стянули компетенции и знания тематики со всей планеты. Проводили экспедиции по всему миру, ездили по архивам, собирали информацию о кораблях той эпохи, на сохранившиеся корабли делали туры с нашей командой, снимали всю историю, все внутреннее содержание. Мы брали интервью у выживших ветеранов, у добровольцев, которые сейчас все это обслуживают; подняли чудовищный объем архивных материалов.
Как ни странно, американские архивы оказались очень доброжелательными и доступными. У них музеи — место, созданное для аудитории. В России сложнее, здесь чаще руководствуются принципом «музеи — это место хранения». Для отечественных музеев идеальная ситуация — закатать архивы в бетон, чтобы все хранилось, и никто этому процессу не мешал. Сейчас государство пытается поменять эту парадигму, поставить их на хозрасчет. Музеям задают показатели успешности, связанные с аудиторией, с посещаемостью, с рентабельностью. Если люди не ходят и не смотрят, возникает вопрос — а нужен ли этот музей?
— С петербургскими музеями такая же ситуация?
— В музейных фондах работать очень сложно. В фондах говорят: ну, у нас все запечатано, не каталогизировано, приходите года через три. Мы до сих пор очень благодарны бывшему начальнику управления культуры Минобороны РФ Антону Губанкову. К сожалению, он погиб в трагической катастрофе на самолете, который летел в Сирию. Он нам оказал очень большую поддержку. Он понимал, что популяризация истории флота, всего развития техники и технологий, пробуждение интереса к этому у молодежи — это очень важно для страны. К сожалению, эта трагедия несколько затормозила нашу работу с российскими архивами и музеями.
Еще сложной для работы страной оказалась, как ни странно, Великобритания. Мы привыкли считать, что весь западный мир организован по одним демократическим принципам — совершенно нет. Великобритания очень кастовая, закрытая. Если у тебя есть знакомый лорд или вообще авторитетный человек, ты можешь зайти в архивы, а дальше — сумасшедшие цены и недоступные пути к большой части информации, даже за эти сумасшедшие деньги.
Тем не менее, Wargaming инвестировал колоссальные средства в закупку, цифровизацию чертежей, в доступ к архивам, в том числе, частным.
Окупаемость и конкуренция
— Но это окупаемая история?
— Впрямую — конечно, нет.
— Действительно? Но ведь игры считаются прибыльным бизнесом?
— Как всегда, то, что связано с творчеством, впрямую не окупается. Но когда ты накапливаешь определенный уровень компетенций, то становишься неуязвимым в плане конкуренции. Много кто пытался повторить наш путь, но безуспешно. Аудитория чувствует, когда у создателе продукта интерес к тематике фальшивый, и когда он реальный. В свое время этот путь широкой популяризации прошли «Танки» (игра World of Tanks производства Wargaming — ред.) и прошли его феноменально, потому что стартовали раньше: ну, стоят в музее какие-то танки, ржавые, все мимо устало ходят. А сейчас люди идут: о, а вот это танк КВ-3, такого-то завода, такого-то года… Мало того, в Министерстве обороны, когда Wargaming помогал запускать первый танковый биатлон, говорили, что World of Tanks дал колоссальный эффект в плане тактической подготовки экипажей и вообще военных. Потому что хороший военный — это не тот, кто в ногу шагает и метко стреляет, а тот, кто практически понимает и чувствует тактику, обстановку, изменения на поле боя.
В реальной жизни эту подготовку просто не пройти. Конечно, реальный бой отличается от игрового, но принципы все те же.
Среди крупнейших налогоплательщиков
— Сколько сейчас пользователей игры?
— У «Кораблей» сейчас более миллиона активно играющей аудитории. Хотя есть разница в часовых поясах, аудитория видна на наших серверах, люди собираются со всего мира. Серверные мощности для этого задействуются чудовищные. Компания Wargaming генерирует интернет-трафик, соизмеримый с трафиком некоторых европейских стран.
— Поступают ли вам предложения о покупке? Участвуете ли вы в этих переговорах?
— Нет, мы не рассматриваем предложения о покупке. Компания самодостаточная, у нее есть своя стратегия развития, мы ей следуем. Так, например, появились консольные версии «Кораблей». Немногие компании смогли освоить консольные технологии, а нам это удалось сделать очень быстро и эффективно: игра выходит на всех основных консолях — Sony и Microsoft. В Петербурге мы входим в двадцатку крупнейших налогоплательщиков, к нам есть интерес со стороны государства.
— Какого рода интерес?
— Сейчас нам задают вопросы представители администрации Санкт-Петербурга — город озабочен модернизацией в сторону IT-технологий, диверсификацией доходов госбюджета от привлечения IT-компаний, создания для них более выгодных условий. Конкуренция за привлечение IT-компаний сейчас очень серьезная в мире. Мы пытаемся помочь нашей стране сформировать более выигрышную позицию в этой конкуренции.
В Минске Wargaming работает в Парке высоких технологий, пользуется государственными льготами. IT-кластер в Беларуси очень большой. Они, кстати, первые среди стран СНГ пошли по этому пути, и уже пытаются сделать второй шаг, тогда как Россия пытается сделать первый. Разумеется, ситуация экономическая разная — у Беларуси больше стимулов двигаться в сторону IT, чем у России.
— Будете ли вы развивать неигровое направление?
— Любая онлайн-игра — это масса интегрированных друг в друга сервисов. Чтобы оперировать миллионной аудиторией, необходимо иметь громадную инфраструктуру, колоссальное количество интеллектуального софта, специалистов не только IT, но и телеком-профиля.
Студия является комплексной еще и в плане создания контента для игры — наши группы специалистов развивают и видеоконтент, и внутриигровой контент. Поэтому да, у нас есть неигровое направление. Компания интенсивно развивает направления Big Data, Business Intelligence, а также сетевые, кластерные, VR, графические и мобильные технологии.
Отправить ответ
86 Комментарий на "Игры взрослых: как заработать 100 млн долл. в год на военной истории"
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий
Ну, поднимем третий тост..
Миллион подсчитанных лично..
Не чокаясь….
Ага не чпокаясь…
А как при обороте в 1 ярд можно зарабатывать 6,5?
Написано же что зарабатывает игра, а не ООО «Леста», ну что ты как маленький ведь когда покупаешь в преммагазине, то платишь на Кипр, по месту юрисдикции акционера. Не понимаю только зачем на этом акцентировать внимание.
НДС как я понимаю нет, прибыль 59 млн рублей, НДФЛ с 300-400 человек ? Наверное налог на имущество большой.
Ну и вот тут интересный разброс цифр :
Бляяяя вот что значит кофе не выпить с утра — это даже оставлю так обсчитаться на ровном месте :))))
А тут 6,5 ярдов рублей конечно больше 1 — но — может налоговая питерская только об одном миллиарде и знает. Точнее она только о миллиарде то и знает ( или была опечатка и речь шла о 100 миллионах рублей прибыли)
«ну 1 млрд рублей — это таки больше 100 миллионов долларов ;)) Где-то на 400 миллионов.
Только вот чем они их зарабатывают интересно, если все бабки уходят сразу на Кипр — и отнюдь не лесте.»
«для людей, которые не имеют необходимый уровень интеллектуального аппарата, игра менее интересна, порой даже непосильна.»
Журналист все понил
Журналист на 5 баллов.
Сейчас перечитал еще раз, чуть под стол не сполз.
P.S. Кстати а название статьи «Игры взрослых» это вообще шедевр, не удивлюсь что автор статьи Елена Домброва , гм возможно как то косвенно сталкивалась с играми от Варгейминг, ну и не упустила возможность тонко потролить. Получилось.
Чтоб на них косметику испытывать
А не факт, что уже не испытывают, и точно даже не косметику.
Сразу представил Тоху работающего в научной лаборатории :D
С электродами на голове и трубками из тела… и вообще, в камере с прозрачными стенами.
Взять деньги за джинсу и при этом еще и так красиво пройтись по болевым точкам — далеко пойдет ;))
Какая разница какой оборот? Всем интересно, какая прибыль у них в итоге. И уже дальше можно делать выводы.
Может там Витька Кислый деньги через них свои отмывает? Оборот есть, а прибыли — 0.
Ну вы поняли.
Я там выше запостил ссылку 2017 год доходы минус расходы 77 миллионов рублей. С миллиарда оборота.
Правда они о 100 миллионах долларов обмолвились, было дело. Но это видимо как раз та прибыль, о которой налоговая российская так и не узнает — ибо те 5,5 миллиардов с Кипра в Россию не вернутся.
Всегда знал что у нас тут элитный кружок интеллектуалов, знаете ли.
Сливки сливок! У простых пацанов с улицы стать КМ-ами нет шансов!
Я видел один фильм студии «Рядовой», который назывался так же!
А те кто имеет — охуевают от игровых механик — и не понимают зачем им своими кровными оплачивать участие в вечном альфа-тесте. Получается хохма про то, что идеальная ЦА это те, что платит бабки и не играет — и не хохма совсем?
Какое интересное название навыка брать упреждение на три лаптя!
При этом дальность стрельбы (вертикальная наводка) определяется ВБР — а не игроком.
Аууууу неизвестный гений поставивший минус — расскажи в чем я не прав — если при стрельбе по двум параллельно вышедшим кораблям прицел навести на дальний, а захват цели перескочит на ближний — игра прицел проигнорирует и именно захват цели будет определять дальность выстрела. В треньке проверяется на раз, если не веришь.
Не попадайте в такие ситуации.
И не провешивайте по цитадели 2 линкорам с залпа — это иронично, а значит — токсично.
Путем отрисовки каждого кадра в порту на серваке и отправки клиенту.
Не ожидал что команданте Че, начнет свою трудовую деятельность с размещения на SNT рекламной статьи о WG-SPb. Мне страшно и холодно….
Начнём с того, что весь этот сайт можно назвать сплошной реклама WG-SPb, просто потому, что здесь чуть менее чем все обсуждения посвящены главному продукту WG-SPb.
Ну и начал я всё-таки не с этого интервью, а с обновления одного из разделов сайта, о чём есть пост чуть ниже.
Да ладно, ты понял о чём я. Одно дело это обсуждать саму игру и совсем другое дело: «Эй, у нас на Яндексе вышла нахуй никому не нужная статья — перепость её, чтобы хоть кто-то прочитал». Кому здесь нужна реклама проекта? Мы и так в игру играем. Или уже не играем….
Для рекламы интервью вышло именно на Яндексе. А здесь оно конечно не для рекламы. А для обсуждения/оценивания/одобрения/охаивания/ловли лулзов (нужное подчеркнуть).
Вообще то это статья РБК
https://www.rbc.ru/spb_sz/16/05/2019/5cdc1f219a794718cb1694fa
, на Яндексе это просто копипаст в блоге игры, причем без указания ссылки на первоисточник и указания автора статьи (всерьез же работают).
А так это обычная джинса, как была до этого на фонтанке, только издание уровнем выше. Непонятно только почему размещение идет в региональном разделе РБК?
Кстати на яндекс блоге просмотров статьи до сих пор меньше 100, а вот на СНТ уже скоро 200 будет, так что какая никакая а реклама получилась))
Так на главную РБК вылезти на порядок дороже стоит, если не на два.
А смысл только для СПб писать?
А смысл был объявлять об общей голде в трех проектах и публично отказаться от нее за день до релиза??? ;)
цеж лестологика.
Хотя гипотетчиски рассуждая — если объявить о том, что стоимость публикации была в 100000 рублей, хотя на нее потратили всего 50000 — то вот и причина ;)
Тысяч 200 без торга, где то джинса на основной ( не регион) сайт РБK стоит, ну как бы 100 даже 150 тысяч разницы , между размещать в региональном подвале или на основе, не должен вообще стоять, если все так шоколадно с доходами.
Лычка редактора довольно сильно увеличивает твой шанс быть подвергнутым критике, в том числе необоснованной. Это нормально.
О! Уши КМа начинают пробиваться из кавайной шкурки )))
По-моему, за полгода они пробились уже настолько, что в хорошую погоду их видно даже с МКС
Раньше это была просто реклама премиум магаза, типа «успейте потратить ваши денюжки». А сейчас мы видим именно КМовские черты — на редакторов мол направлена «необоснованная критика», все дела….
ну дык котик ушел — следующая смена готовится)
Уровень хейта пока явно недостаточен для захода в Лесту, бгг
Какая разница?
дык выпей для сугреву, как я!
БААААРСУУУУК!
За тобой пришли!
Хватай еще Бордингпасса и Тоху.
Лабораторию будем делать. По производству догадайтесь чего)))
Кавая забыли!
А я думал что самые успешные были 15/16 года. 3 бюджета мыла ру же.
Краткий смысл: можно доить и выжимать.
ВОт только пока они именно эту часть аудитории сильнее всего прессуют и в раковом концлагере и в игре. Зато во всем потакают подросткам 12 — 16 лет — может монобровому попробовать самому «свое» интервью прочитать и мордой ткнуть в него макетологом??? Причем так, чтобы эти фразы прямо ко лбу приклеились и всегда перед глазами у них были?
Как приятно не донатить, оказывается) тебя еще и похвалят бесплатно. Спасибо Малик!
Ну вот! Всё хорошо у людей. А мы переживали. Оказалось всё напрасно! Как грится — счастливого пути феномену!
Умный человек, хорошо и правильно говорит.
Человечище!
Правда, КВ-3 был изготовлен в одном экземпляре, который до наших дней, увы, не сохранился, но зато каков пафос!
Даже в интервью РБК никак нельзя без zerodays. Походу, карма такая.
Место проклятое
Емнип, тройка как раз не была доделана, совсем. Воевал Т-150(или 220? ну, в общем, корпус тройки с башней обычного КВ) под Ленинградом, закончился в первом же бою. Ибо посылать куда-то туда «просто пойди возьми переезд» без прикрытия…
Зато засветился в кадрах хроники — его краном под потолком цеха протаскивают, семь катков сложно с чем-то спутать.
Воевали оба и 150 и 220, 150 даже до 43 года продержался.
И ничего не изменилось до сих пор.
Или: » О! Да это же знаменитый Е-50 имени КБ СерБа!».
:)))))))) Кстати — а чего это он заслуги Серба приписывает себе и говорит о танках. Может от того, что человек игравший в корабли может пройти мимо реального того же Огневого и его тупо не узнать — ибо ничего общего с проектом он не имеет?
«у нас есть своя стратегия развития, и мы ей следуем»
Ни одного слова про «Спасибо моей команде за мои бабки». Малик берёт новые высоты. понтоваться на форуме уже мало. надо брать выше. теперь РБК. потом пусть говорят, потом на новый год на 1 канале вместо речи президента.
Кто в какие верит вооружения?
Поднялся президент Франции:
— Я верю в авиацию!
Сказал президент Нигерии:
— А я — в кавалерию!
Тут поднимается Малик и говорит:
— А я ва флот! Я ва флот, яяяяяяя вааааа флооооот!
«Я вафлот»?
Ну он же верит!)
А с чего такой бомбаж? Это ваши деньги что ли?
Ты не поверишь.
Вообще то были наши.
Ну, ты же понимаешь, что ключевое слово тут были?
Специфика «кораблей» в том, что игра ориентирована на людей в возрасте 35-40 лет. Наш костяк — это взрослые люди, которые знают историю и способны управлять сложными сущностями. — Объяснил бы он это мальвиноголовым обдолбышам из колхоза «Яши Ефбанаши»
Хэлуёввины, страшные японские девки, космические бои… Самое то для любителей истории флота!
С языка снял.
Имею предположение, что описанная Маликом ЦА более актуальна для CIS, а западный игрок несколько младше, посему частью своей к тянкам ушастыс неравнодушен.
Всё правильно. Только не «западный игрок», а «восточный». И не «несколько младше», а «сильно закомплексованней». Вы замечательно знаете свою ЦА )))
Вероятно именно поэтому спустя четыре года непрерывного спада, Малику пришлось платить деньги за размещения статьи в которой описывается как всё охуенно. Интересно, когда люди догадаются что заявленный им «рост» не догоняет даже реальную инфляцию?
ну сегменты ЦА разные
Да и любителей аниме много великовозрастных. А хэлоуин — больше про режимы, тест механик и ролевую игру
Но одновременно рулить звеном и авиком мы вам не дадим, как и использовать расходники вручную.
А еще скачущие по горячим кнопкам расходники — это вам не для слабаков!
Спасибо за ваш фидбек. Действительно, свежая идея, очень интересно. Но — пока не в приоритете. Вашу просьбу мы обязательно донесем до программистов. С уважением, команда Разработки.
Перманентный бан за сортирный юмор. МХ.
Чет у меня аж левый глаз дернулся, когда мельком прочитал ))
Хммммм — а откуда они взяли этот миллиард рублей, если все покупки игроки делают не у Лесты, а в
«Wargaming Group Limited — онлайн-магазин, зарегистрированный по адресу 105, Agion Omologiton Avenue, Никосия 1080, Кипр»
И сама леста от игроков ни копейки не получает — ибо все бабки прямиком уходят на Кипр.
(Кстати, ебатория с отдельным премом для проектов на этом фоне выглядит еще большим пиздецом)
Кстати господин директор *** как дышит
Вот официальная отчетность за 2017 год —
77 миллионов рублей разница между доходами и расходами
меньше 100 миллионов рублей налогов уплачено — это в СПБ думаю даже на топ-100 не тянет — учитывая сколько там тяжмаша и представительств иностранных компаний сосредоточено.
https://www.list-org.com/company/493348
Ну и то, что сей поциент позволяет такое вранье в прессе — при том, что проверяется оно на раз — говорит очень и очень о многом.
Вот почему его хозяева из кипра на мороз до сих пор не выставили — загадка
Учредители:
Дата Наименование ИНН Доля Сумма
30.08.2018 ВАРГЕЙМИНГ ГРУП ЛИМИТЕД
(АГИОН ОМОЛОГИТОН, 105 АГИОИ ОМОЛОГИТЕС, 1080, НИКОСИЯ, КИПР) 100% 400 тыс.руб.
Разница между доходами и расходами уходит в налоги?
У тебя совсем токсичность глаза залила, поди.
Альзо, было бы неплохо доказать (тебе, да), что налоги в данном пересчёте не записаны в статью «расходы».
Хотя — можно и смешать — если дальше в данные Росстат посмотреть
Ф2.2300 Прибыль (убыток) до налогообложения тыс. 77980 ;)
Никакой прибыли учредителям по документам леста не принесла — того, что есть, даже на полную оплату налогов не хватит.
И тут вспоминаем их заявления о 100 миллионах долларов оборота — если им удалось 5,5 млрд рублей вывести из под юрисдикции российских налоговых органов — то сразу жить становится веселее.
Мне вот интересно, про какую продажу компании его спрашивают, если он и так продал её WG?
Лучше бы поделился, как удалось эпично просрать работу с коммьюнити на всех фронтах, начиная от форума и кончая водомисами.