Разработчики World of Warships рассказали, что тормозит игровой рынок
Интервью товарища Богомольского РБК.
Объем мировой игровой индустрии, по оценкам аналитиков Newzoo, составит по итогам 2017 года $108,9 млрд, к 2020 году он достигнет уже $128,5 млрд. Примерно четверть доходов будет генерировать Китай, говорят эксперты. Доля же России в этом сегменте невелика: по оценкам Mail.ru, в 2016 году объем рынка онлайн-игр в нашей стране составил лишь 56,7 млрд рублей.
Несмотря на это, всемирно известные игровые проекты в нашей стране существуют. Петербург, к примеру, можно назвать одним из центров российского рынка компьютерных игр. Популярность продуктов таких компаний, как «Невософт», «Сперасофт» и «Леста», а также финансовые показатели их деятельности говорят о том, что у геймдева в Петербурге есть неплохие перспективы. Александр Богомольский, паблишинг-продюсер популярной игры World of Warships, которую разрабатывает студия «Леста», рассказал РБК Петербург о проблемах, с которыми сталкиваются разработчики игр в России, и сказал, какие игры могут стать новым явлением в мире геймеров.
В УЗКОМ КРУГУ
— Что сейчас происходит на рынке геймдева в России? Он развивается?
— К сожалению, говорить о том, что наш сегмент развивается высокими темпами, будет неверно. Рынок довольно сегментирован — там есть консольные, мобильные, десктопные, браузерные игры. Объем рынка десктопных игр, в котором мы работаем, составляет примерно 500 млн долл. И рост он демонстрирует совсем небольшой: по оценкам аналитических агентств речь идет примерно о 5% в год. До 2013 года он рос стремительно, а затем практически стагнировал. В 2014 году объем составлял 490 млн долл., а в 2017 — 516.
— За счет чего тогда разработчикам игр удается держаться на плаву?
— Драйверами «непадения» является выпуск новых игр — и, пожалуй, все. Крупные проекты заменяют старые версии новыми, но это не генерирует существенного притока аудитории. Такая же ситуация и с нашим проектом World of Warships: на окупаемость мы вышли быстро, примерно за год, однако массовый приток новых игроков иссяк через полгода после старта, так что последнее время мы больше внимания уделяем поддержанию лояльности, качеству сервисов. По уровню ARPU сейчас наши показатели выше среднерыночных, в том числе благодаря тому, что у нас очень стабильная аудитория.
— Кто ваша аудитория?
— Она довольно необычна — это верхний возрастной сегмент. Так как геймплей World of Warships не быстрый, он школьников и молодежь не очень привлекает. Поэтому у нас средний возраст игроков 25+, большая доля игроков — 40+. Они консервативны, но и платежеспособны.
— Значит ли отсутствие существенного роста аудитории, что потолок достигнут и проект расти не будет?
— Почему же? На фоне World of Tanks, нашего материнского проекта, который занимает огромную долю рынка, мы относительно маленькие, есть куда расти. В СНГ более 4 млн игроков в World of Warships. По всему миру игроков значительно больше — порядка 20 млн. Правда, объем рынка десктопных игр в СНГ — 43 млн игроков, так что на фоне этого наш проект не очень большой — это, скорее, нишевый продукт. Но мы уверены, что потенциал для роста есть.
ПРОСТО ПОГОВОРИТЬ
— В Петербурге довольного много игровых компаний. Можно ли говорить о том, что в городе складывается геймдев-кластер?
— Сказать, что у нас появился геймдев-кластер, нельзя, так как компании разрабатывают игры в разных жанрах и областях, не конкурируя и не пересекаясь. Кроме того, здесь преимущественно сосредоточена именно разработка, а головные офисы и паблишеры чаще находятся не в Петербурге. К тому же некоторые работают по аутсорс-модели, а кто-то — для внешних паблишеров. Но в Петербурге дешевле рабочая сила, чем, к примеру, в Москве, хотя арендная плата и здесь достаточно высокая.
— Возможно, многие проблемы как раз и связаны с тем, что нет единства? Если бы оно было, можно было бы минимизировать какие-то сложности за счет лобби.
— Дело в том, что с одной стороны геймдев — рынок немаленький: только внутри России его объем составляет порядка 1,5 млрд долл., а ведь некоторые работают еще и заграницей. Но на фоне других отраслей — это капля в море. Так что влезать в историю с лобби будет затруднительно на фоне топливно-энергетического или ретейл-секторов. ИТ-компании в РФ делают попытки найти формат взаимоотношений с властью — например, организовали дискуссионные площадки. Но мне кажется, это история больше служит для того, чтобы обозначить свое присутствие.
КОФЕ И СТУДЕНТЫ
— Вы сказали, что в Петербурге довольно дешево стоит рабочая сила. Чем еще город привлекает разработчиков игр?
— Как и для ИТ-компаний, для разработчиков игр есть возможность получения льготного налогообложения. Кроме того, Петербург — мегаполис, в котором есть университеты, готовящие весь спектр сотрудников по необходимым нам специальностям: это и математики, и программисты, и художники, и специалисты в области дизайна и веб-программирования. Да и кофе в городе недорогой.
— А потребность в кадрах у «Лесты» велика?
— У студии сейчас в разработке находятся несколько игровых проектов. Проект World of Warships на слуху, но он не единственный. Студия начала разработку нескольких других проектов, включая мобильные игры. Два проекта сейчас находятся на стадии прототипизации. Для каждого из них нужна команда. Так что потребность в кадрах высокая, но не все подходят нам по квалификации, и не все готовы с упорством и энтузиазмом делать игры.
— Вы сотрудничаете с городскими вузами?
— Да, довольно активно, «выращиваем смену». У нас есть проект Wargaming Academy. Мы приглашаем начинающих программистов, гейм-дизайнеров, художников компьютерной графики, желающих попасть в игровую индустрию, самим начать делать видео игры, и делаем для них обучающий курс, где они в командах осваивают разработку игр — от анализа аудитории до реализации идей и получения играбельного прототипа. Это некоммерческий проект, предполагающий обмен знаниями и опытом, не направленный на подбор специалистов в команду, направленный на создание возможности увлеченным новичкам получить опыт и знания по разработке игр, чтобы начать карьеру в этой области.
Если говорить собственно о подборе персонала, мы привлекаем специалистов со всей России и со всего СНГ. У нас работают люди из Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана. Также релоцируем и разработчиков из дальнего зарубежья, например, сейчас в команде работают специалисты из Шанхая и Сиднея.
НЕВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
— Что будет с рынком геймдева в среднесрочной перспективе? На игровых конференциях все время обещают революционные изменения. В последнее время все говорят о виртуальной реальности. Нам ждать виртуальной революции?
— И в 2016, и в 2017 году было много хайпа и обещаний, что вот-вот в этой области будет выпущена какими-нибудь разработчиками игра и покорит весь мир. Но правда в том, что ни мобильной, ни десктопной игры, где основным элементом была бы виртуальная реальность, пока так и не появилось.
Сейчас большие надежды возлагают на консоли, потому что консоли последнего поколения позволяют поддерживать VR (virtual reality — ред.), имеют в качестве дополнительного аксессуара очки виртуальной реальности, и в некоторых играх они даже работают. Однако не могу сказать, что эти консоли в общей массе заметны — игры, которые поддерживают VR, продаются не из-за этой возможности. Так что на рынок в целом это пока значительно не повлияло.
Возможно, в конце года появятся какие-то тайтлы, но на Е3 (выставка электронных развлечений Electronic entertainment expo в Лос-Анджелесе — ред.) и Gamescom (ежегодная международная выставка компьютерных игр в Кёльне — ред.) игры, которые стимулировали бы покупку очков или консолей с поддержкой VR, не анонсировались. Сейчас новое слово на рынке — PlayerUnknown’s Battlegrounds (многопользовательская онлайн-игра в жанре королевской битвы — ред.), а VR как важного элемента в ней нет. Так что и у Wargaming игр, посвященных сугубо виртуальной реальности, в этом году не появится.
Автор: Алена Журавлева.
http://www.rbc.ru/spb_sz/09/10/2017/59db34e39a7947733a46eb4c
Отправить ответ
81 Комментарий на "Разработчики World of Warships рассказали, что тормозит игровой рынок"
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий
Почему у меня такое ощущение, что он никуда не ушёл? Интервью конечно могло быть подготовлено уже давно, но и без этого есть чувство, что с этим «увольнением по заявкам трудящихся» в очередной уже раз наебали.
За Штирлицем тащился парашют.
Очень может быть что это очередное наебалово П-больского.
Он же уже отписался, что меняет не компанию, а на другой стул пересаживается. Может теперь будет начальником того человека, которого по объявлению взять хотят.
Хитрый план!)
Есть ссылка?
Пошёл на повышение по заветам Рейтара?
Там все стулья не с пиками точёными, какая разница-то?
Но есть же и другой вариант, не правда ли?
Парень, ты уж прости, но за голые ссылки таки надо хреначить сапогами. Никто не мешал тебе принести кусочки вкусненького.
Проорал в голос!
Вы в курсе, что уже исчерпали их терпение, ну почти?
Простите, не смог пройти мимо.
«на работе фильтр»
Обойти фильтры — как 2 пальца.
«концепция WoT (бодрое рубилово серийных машин с соотношением аркада/симулятор ближе к первому)»
Никогда, никогда ВоТ не был про бои серийных машин. С самого начала туда пихали хуй пойми что. А с годами стало только хуже. И от сима в воте нет ничего вообще.
«ну нет почти ощущения управления уникальной многотонной махиной, практически, городом на паровом ходу.»
В отличие от китайских корабликов у лесты есть хотя бы инерция…
наверное имелось в виду железных, на старте тунков таких было всё таки большинство.
Но никогда не было, чтобы были только железные.
Советская ветка тяжей? Именно на релизе, именно вся. Да и СТ тоже. У немцев не уверен — вроде уже был 3601.
Именно бумаги в самом начале танкового пути было довольно мало. А прототипы, воплощенные в металле это вполне себе железо.
Вообще у танков с этим несколько проще. Одно дело экспериментально построить машину в несколько десятков тонн. И совсем другое — несколько десятков килотонн.
А, да, не вся. Там был КВ-3. А он так железом и не стал, макет.
Как же не стал, если был успешно проёбан под Ленинградом с башней от кв-1. Или я что-то путаю?
Башню КВ-3 (то самое ведро) так никогда и не построили.
Ну да, он же кв-220, который также есть в игре.
Корпус игрового КВ-220 там был, попал в кинохронику(семикатковый корпус КВ на кране в цеху), обзавёлся башней от КВ и погиб под Ленинградом под полевой артиллерией.
КВ-3 так и не появился полноразмерно.
85мм на т-28, 130 на ис-4, п2 у немцев, 105 на кт, е-75.
Во-первых, я про релиз говорил. А там у ИС-4(тогда на 9 уровне) был ствол от ИС-7 — но топом, в стоке старый добрый историчный Д-25Т; пулемётных машинок ещё не было, Е-серии не было.
Во-вторых, 85мм на Т-28 возкой испытывали, вот стрелять из него не пробовали. Иначе бы, возможно, погнуло бы подбашенное и/или башню — но сейчас кто ж скажет точно… А так «такой конфиг даже был!».
Ну так и Е-100 был. Даже железный!
ну у китайцев вон лекс ваще на месте дрифтует
Плюс один механиизм поворота на все танки, плюс постоянные косяки с трансмиссиями, угу.
Стоковый фердинанд в рб.гиф
T70 что ли (2 местный советский легкий после резервов). Заезд в горку — почти на конце подъема не стал объезжать дерево на скорости ~ 15 кмч — бдымс — оба танкиста мертвы. Это у меня самое сильное впечатление от Тундры. Серьезно воспринимать слова о реализме ее после этого было просто нереально.
Моё любимое — это когда Т-70 браво погиб при попытке преодолеть вырытую поперёк брусчатки траншею.
Ага. Я как -то зашел в тундротанки ради интереса….и мне там на каком-то допотопном американце типа Ли так жопу заносило на поворотах, как будто это гоночный автомобиль или я по льду еду. Охрененно адекватная динамика, для танка со скоростью 40 км максималки и весом 15 тонн. И движком от Фордика.
Плюнул и забыл.
Я ВоТ в симуляторы и не записываю ни разу, наоборот подчеркиваю его аркадность. Корабликам стоило бы сдвинуться по шкале аркадность-симуляция хотя бы на немного. А пока есть, что есть.
И видимо ничего не изменится — для серьезных изменений ресурсы нужны, изменение концепции большой риск (может вытащить, а может окончательно все добить). А у Лесты, судя по интервью, уже другие интересы: новые проекты пилит и студентами занимается.
Трансмиссии-хуиссии, подъем-переворотом на кочке.ави
Лучшая физика танков в этой твоей хуюндре , ага
https://www.youtube.com/watch?v=lN-Y242GOgk
скока-скока?
Пиздобольский жы
Ну в русской рекламе у них 22 миллиона игроков упоминается :)))) А вот в реале — на ранговые и клановые одновременно игроков набрать не могут.
P.S. Есть ложь, есть статистика, а еще есть реклама.
И есть Пиздобольский — четвертый уровень абсолютной лжи.
Так считают наверное зарегистрированные учетки. Играющих на порядок меньше, конечно.
А что мешает им считать игроками только тех, кто заходил в игру не больше 4х месяцев назад? По идее такая статистика собирается одним запросом из базы.
мешать может ничего и не мешает, просто статистика хуевая получится)))
Они просто посчитали танкистов. вот и все. А как начнешь искать статистику какого-нибудь «алеши», так тебе на сайте кораблей скажут: «извините, данный игрок не провел еще ни одного боя, приходите завтра».
ну считается-то всё: например играющий Я + мои 2 мертвых твинка, ТЫ и твои Х твинков, Вася и его…короче ты понял
Блять, кто тебе помешал хотя бы скопировать весь этот tl dr целиком?
Спасибо Бесу за полный текст
Захожу на портал, а тут фото Богомольского на главной…
А, это ж я сделал, тогда ладно :)
Прогиб засчитан!
Придворный фотограф?
за еду и кофе!
за омлет
Не корысти ради, а токмо по причине верноподданических чувств?)
Тут друк коля интересуется… а есть фоточки г-на П-больского в момент сдачи Ките Вислому месячного отчёта в устной форме или задним числом?
Такую атмосферность в кораблики — глядишь и онлайн поднялся бы )
Да уж воистину велик и могуч Русский язык, а главное что все понятно)))Многоуважаемый KGB, а вы не планировали книгу в таком стиле написать? Я думаю это был бы бестселлер)))))
Да вы что, это не я, это Андрей Союстов, он же U-96
Пират может в буквы, это да. Сколько народу он таким путём подсадил на танчики))
Я что то пропустил? Пиздабольский все- таки валит?
Куда же он денется с подводной то лодки!)))
Вероятно по старой кадровой традиции завалившего одно направление переводят с повышением на новое.
На форуме объявили что якобы «по заявкам трудящихся» Пиздабольский больше работать над проектом не будет. Но уже здесь выше отметили, что якобы на самом деле он просто переходит на другую должность. То бишь не блядей меняют, а кровати местами переставляют.
вротация ё6ана
Так он всё-таки уходит или нет?
Подозреваю, что если и уходит то просто на другую должность и проект ВГ.
Такое поддержание лояльности, что я аж донатить стал меньше
Не ты один:)
И я
У них в планах операции для 8-го уровня: типа И сложные И профитные.
А описания к заданиям шаблонные, не удивлюсь, если они в конструкторе модулей делаются.
Вот потому вот так уот.
Это всё понятно, только решается подобное простым редактирование новости перед публикацией. А когда хуяк, хуяк и в продакшен то вот так и получается.
В порядке теории зойговора:
уж больно г. Пиздабольский смахивает рылом на тов. Кислого. Вероятно, родственник.
В таком случае никуда он «по просьбам игорьков» не денется, ток на повышение. Даже если доведет кораблики (а потом колибр) до уровня стюардессы.
сцуко не могу не вспомнить как в Тундре с помпой за какой-то обсер типа уволили человека — а потом в трансляции из их офиса он в кадр случайно попал :)))
Он точно не опечатался/оговорился? Томушто кофе вроде не тот продукт, цена на который в разных городах так уж сильно отличалась бы. Да и влияние этой цены на процесс разработки, серьезно?
Термин «кофе в городе» вообще убил — ибо в Москве можно 300 рублей отдать за стаканчик кофе — и далеко не всегда отличного, а можно за 300 рублей съесть целый обед с чашкой вполне приличного кофе. Вряд ли в Питере сильно по другому.
Ну, плюс-минус, хотя за 300р чашечку кофею не встречал, чай не Default-city. Может в ресторанах каких, но я для них недостаточно буржуист. А хороший годный кофе 150-200 на Невском.
В Лесте кофе для всех сотрудников бесплатен. Они его в промышленных количествах закупают :)
О боже ж ты мой… А чому этот замечательный человек бутилированную воду и туалетную бумагу не упомянул? По этим позициям ваще дикая экономия получается!
Судя по количеству обсёров, на туалетной бумаге там отнюдь не экономия.
Вот в чем дело!
Не надо менять персонал в Лесте, как призывают горячие (токсичные) головы! Просто замените кофе на менее слабительное! ))