Блог разработки. Пояснения за КБ
Клановые бои, система ограничений.
Ранее мы рассказали о том, как принималось решение о введении лимитов кораблей в 14 сезоне Клановых боев и об их влиянии на игровой процесс. Сейчас мы хотим дать больше деталей о целях внедрения системы лимитов кораблей и о принципах её работы.
Для чего нужна система лимитов
Система лимитов кораблей в Клановых боях была введена в обновлении 0.10.1. Она позволяет оперативно изменить устоявшуюся мету сезона и повысить вариативность в составах команд.
Под устоявшейся метой в Клановых боях подразумевается наличие определённых кораблей, которые игроки выбирают чаще других и в большинстве случаев одерживают победу. Это делает сражения очень похожими друг на друга. Гораздо лучше и интереснее участвовать в боях, когда такой ультимативный набор кораблей еще не найден, или же за пьедестал сражается сразу несколько вариантов. Для этого введена система лимитов — разнообразить мету, ограничив самые популярные и эффективные корабли и сетапы.
Как мы работаем с системой лимитов кораблей
Что же мы делаем, чтобы понимать текущую мету Кланового сезона, и как с ней работаем?
Статистика
В первую очередь, анализируется статистика кораблей. Она является основным инструментом системы лимитов в Клановых боях. Остановимся подробнее на том, как происходит её анализ.
Как правило, мы начинаем работать со статистикой после первых двух недель сезона. За такой период мета по большей части сформировывается, и у нас появляется достаточно данных для анализа и принятия решения о лимитах кораблей.
После их ввода мы начинаем следить за изменениями в статистике. Если мы увидим, что картина сезона изменилась, и игроки стали использовать новые тактики и другие корабли, то решение было верным. Однако, если установленные лимиты не оказали существенного влияния, мета устоялась вновь, и уже другие корабли станут избыточно популярны и эффективны, тогда обсуждаются и вводятся дополнительные ограничения.
Процент побед и популярность
Процент побед и популярность корабля — это два основных статистических параметра, которые мы учитываем. Наш подход довольно прост: если корабль показывает избыточную популярность и эффективность — он ограничивается. Причём это касается большинства или вообще во всех Лиг. Если корабль избыточно популярен и эффективен только в одной из них, он не будет ограничен, так как существенно не влияет на общую картину сезона. В таких ситуациях мы продолжим следить за кораблём и введем лимиты только в том случае, если ситуация станет аналогичной и в других Лигах.
Важно отметить, что показатели популярности и эффективности рассматриваются вместе. Если корабль слишком популярен, но в норме по эффективности, или же наоборот, то мы его не ограничиваем. Рассмотрим пример.
Допустим в Клановых боях преимущественно выбирают корабли А и Б.
- Корабль А встречается в 90% боёв и имеет 48.9% побед
- Корабль Б встречается в 10% боёв и имеет 60% побед
Корабль А, судя по проценту побед, не дает командам существенного преимущества. Это значит, что с высокой вероятностью игроки продолжат искать более эффективные варианты. Однако, у корабля А слишком высокая популярность. Если мы запретим его, основываясь только на популярности, игроки перестанут искать новые тактики и более сильные корабли, и автоматически станут выбирать корабль Б. Мета в результате станет однообразной, так как у корабля Б не будет настолько же эффективной альтернативы. Корабль Б также нет смысла ограничивать. Несмотря на его высокий процент побед, на нем сыграно малое количество боев, и на общую картину сезона он не оказывает существенного влияния.
В такой ситуации мы продолжаем следить за статистикой и не вводим никаких ограничений. Несмотря на то, что мета кажется устоявшейся, она, скорее всего, вскоре изменится. Однако, мы видим проблему, когда:
- Корабль А встречается в 10% боёв и имеет 40% побед
- Корабль Б встречается в 90% боёв и имеет 51.1% побед
В этом случае мета устоялась, но у нее нет шансов измениться. Корабль Б превосходит альтернативный вариант по эффективности. Соответственно, его популярность, которая уже на очень высоком уровне, вряд ли упадет. Поэтому в такой ситуации мы ограничиваем корабль Б, чтобы «встряхнуть» мету и заставить игроков искать новые эффективные тактики и сетапы.
Безусловно, это упрощённый пример, так как в игре выбираемых кораблей больше, чем два, и альтернативных вариантов может быть несколько. Однако, он демонстрирует наш подход к ограничениям кораблей.
Другие инструменты системы лимитов
Хотя статистика очень точна и позволяет быстро находить даже незначительные отклонения в сезоне, только её анализом дело не ограничивается. Мы самостоятельно играем в Клановые бои, смотрим реплеи и стримы, а также анализируем фидбек игроков с различных площадок — региональных форумов, Youtube, Twitch и т.д. Особенно учитываются отзывы игроков из высших лиг — «Урагана» и «Тайфуна», так как это самая вовлечённая и опытная аудитория.
Нам важно знать, как проходит сезон не только с точки зрения сухих цифр. Важную роль играет восприятие и экспертная оценка сезона как нашей командой, так и игроками. Это позволяет нам подтвердить или усомниться в выводах, полученных на основе сбора статистических данных. Например, данные показывают, что корабль становится популярным и эффективным, и следует его ограничить, но при этом наш игровой опыт и мнение игроков демонстрируют, что наличие или отсутствие корабля в бою не даёт существенного тактического преимущества одной из команд, да и другие корабли могут использоваться не менее полезно. В такой ситуации мы не станем ограничивать корабль сразу и продолжим следить за ним, так как есть вероятность, что его показатели популярности и эффективности придут в норму.
Еще одним важным инструментом является опрос по итогам прошедшего Кланового сезона. Его проходят случайно выбранные игроки, участвовавшие в сезоне. Этот опрос — финальная оценка того, насколько игрокам понравился сезон, что им не понравилось и что можно улучшить в дальнейшем. То есть это более долгосрочный инструмент, который, в частности, позволяет и заранее определять ограничения на определенные корабли. Так было с Graf Spee в 14 сезоне Клановых боев, который мы запретили сразу на основе данных 10 сезона. Кроме того, опрос позволяет нам продумывать и дополнительные способы улучшения Клановых боев, вводя новые функциональности . Например, работу над наёмниками, кросс-серверным матчмейкером и самой системой лимитов кораблей мы начали во многом по результатам опросов о Клановых боях.
Дополнительные детали
Какой процент побед считается высоким?
Если с показателем популярности корабля все довольно просто, то «высокий процент» побед — показатель относительный. Мы не всегда оцениваем его не только по абсолютному значению, важны еще и другие другие факторы. Рассмотрим несколько примеров:
1) У некоторых кораблей 100% процент побед, но их выбирают всего несколько кланов.
Да, это максимально высокий показатель, но боёв на этих кораблях в масштабах всего сезона очень мало. Мы считаем это скорее статистическим отклонением.
2) У корабля 55% побед, его выбирают 15% кланов суммарно из всех Лиг.
Этот показатель мы уже считаем высоким, так как количество кланов в выборке довольно большое, а отклонение от 50% заметное.
3) Корабль выбирают 90% кланов суммарно из всех Лиг, и у него 50,5% побед.
Даже такое на первый взгляд несущественное отклонение от 50% уже считается высоким. В подавляющем большинстве боёв корабль есть в обеих командах, но эти бои не влияют на процент побед корабля. В одной команде игрок на этом корабле одержит победу, а в другой игрок на нем же проиграет, и для этих боев процент побед остаётся 50%. На отклонение от 50% влияют очень малое количество боев, где корабль есть только в одной из команд и, соответственно, обеспечивает ей преимущество, что говорит о его чрезмерной эффективности.
Почему одни корабли ограничиваются по количеству, а другие полностью запрещаются?
При принятии решения о том, ограничивать корабль по количеству или полностью запрещать выход в бой на нем, мы используем следующий принцип. Если корабль чрезмерно популярен и эффективен, когда он один в команде, то он будет запрещён, ведь ограничение по количеству в этом случае проблему не исправит. К таким кораблям относятся все линкоры и авианосцы, так как кораблей этого класса — чаще всего один, максимум два в команде. Еще один подходящий пример — Graf Spee в десятом сезоне Клановых боев. Корабль был слишком эффективен и популярен не только в связке из нескольких кораблей, но и поодиночке. Поэтому, с появлением системы лимитов кораблей и стартом 14 сезона на кораблях VI уровня, корабль был полностью запрещён со стартом сезона.
Также есть корабли, которые чрезмерно эффективны и популярны в комбинации по два или более корабля в команде. Яркий пример — в 12 Клановом сезоне была очень популярной и сильной связка из трёх-четырех Mogador. В этом случае мы не преследуем цели полностью запретить эти корабли, а сперва ограничиваем их количество. Обычно процент побед этих кораблей после ввода ограничений снижается до приемлемых значений, и по отдельности они уже не настолько эффективны, и, соответственно, их начинают выбирать не так много кланов. Однако, если после этого корабль продолжает показывать высокий процент побед даже в одиночку, мы можем полностью запретить его следующей волной ограничений.
Почему текущий сезон повторил формат предыдущего без новых ограничений?
В обновлении 0.11.1 начался 16 сезон Клановых боев, проходящий в том же формате, что и предыдущий.
Это связано с тем, что 15 сезон, как показали данные опроса по Клановым боям, в плане популярности и других метрик оказался одним из самых удачных за последнее время. Мы решили провести и следующий сезон в том же формате и оценить, будет ли он таким же успешным. Более того, это поможет нам собрать больше статистики по Клановым боям на кораблях X уровня — самом популярном уровне для этого типа боев. Следующий же сезон, вне зависимости от показателей 16-го, мы проведем в другом формате.
На старте сезона мы также не ввели никаких дополнительных ограничений на корабли, которые были самыми популярными в 15 сезоне: например, Ohio, «Кремль», Smaland. Как показала статистика, эти корабли, несмотря на свою популярность, не являлись чрезмерно эффективными. Их наличие или отсутствие в командах не оказывало существенного влияния на процент побед этих команд. Это говорит о том, что самый популярный набор кораблей в сезоне не являлся чрезмерно эффективным, и команды, использовавшие другие корабли и другие тактики, не уступали по количеству побед. Поэтому мы решили не ограничивать эти корабли со стартом 16 сезона Клановых боев.
Отдельно отметим «Петропавловск». В прошедшем сезоне, как показывала статистика, корабль имел достаточно высокую популярность и эффективность. Однако, согласно отзывам игроков и нашему игровому опыту, по восприятию корабль не выделялся на фоне остальных. Поэтому, мы не спешили запрещать «Петропавловск», но продолжали следить за ним. В текущем сезоне статистика и фидбек игроков показали, что корабль стал практически ультимативным — его популярность приблизилась почти к 100% во всех Лигах, и он был по прежнему эффективен. Поэтому, как было анонсировано в блоге разработки, мы приняли решение запретить корабль.
Мы продолжаем следить и за другими упомянутыми кораблями, но на данный момент заметных отклонений в плане популярности и эффективности нет. Если по ходу сезона мы решим ввести дополнительные ограничения, мы обязательно сообщим об этом в Блоге Разработки.
Отправить ответ
8 Комментарий на "Блог разработки. Пояснения за КБ"
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий
Похоже на оправдания. Они такую простыню на каждый нерф и ограничение могут накатать.
учитывая количество веток и премов в игре нужно по умолчанию запрещать в КБ брать одинаковые лодки вместо ожидания двух недель и написания бесполезных простыней
Блок — логичен. Петруха гребаная имба и очень хреново контрится. Правильно его заблочили.
А для разнообразия тактик еще надо носоаутистов оставшихся двух блокернуть из той же кагорты. Вот тогда действительно начнутся тактики со всякими скрытыми отрядами в обход фланга, группы маневренного боя и клещи. А так — все равно носоаутическое стоялово двух лодок и от этого вертится игра.
А может проще еще проще сделать и клановые бои проводить на кораблях 1 уровня? Все будут в одинаковых условиях — идеальный баланс.
Марсо и Москву/Сталик они не хотят запретить?
Эххх — а были времена какие тут шикарные отчеты о клановых были. С описанием боев, с разбором тактик, с поиском виноватых в сливах, а сейчас ….. Даже постов о том, что ОМЛЕТ прошел в самую самую нет. Чего неужели похвастаться нечем?