оригинал публикации https://www.sobaka.ru/lifestyle/finance/125339
Интервью М.А. Хатажаева от 12 марта 2021г. новостному порталу Sobaka.ru (не рофл)
Как выпускник морского училища им. Макарова руководит в Петербурге производством онлайн-игры World of Warships, в которой зарегистрировано более 44 млн человек
Глава петербургского подразделения глобальной корпорации Wargaming Малик Хатажаев отвечает за производство и продвижение онлайн-игры World of Warships: в морских сражениях на исторических кораблях начала XX века участвуют более 44 миллионов человек. В интервью «Собака.ru» топ-менеджер рассказал, почему продал свою компанию Wargaming, как ему помогает морское прошлое в работе и сколько времени он тратит на игры.
Индустрия компьютерных игр — один из бенефициаров коронакризиса. На сколько выросло у вас число пользователей?
Оно осталось примерно такое же: в World of Warships зарегистрировано более 44 миллионов человек самых разных национальностей. Но теперь они играют на 20–30% дольше. Главная валюта XXI века — пользовательское внимание. И оно к нашим играм возросло из-за закрытых кинотеатров и отсутствия возможности путешествовать.
Wargaming — это глобальный бизнес, у корпорации офисы по всему миру. Какая роль у петербургского?
Петербургский офис — это завод, где производятся игра World of Warships, игры для приставок PlayStation и Xbox, мобильных телефонов и новые разработки от идеи до конечной реализации. У нас работает более 750 специалистов: программисты, художники, аниматоры, в том числе выпускники практически всех вузов Петербурга.
А на глобальном уровне наши продукты поддерживаются специалистами локальных офисов: в разных странах свои тонкости законодательства и национальные «особенности». Например, японский военно-морской флаг Rising Sun, который у них до сих пор висит на военных кораблях, в Китае и Корее считается чуть ли не клеймом сатаны. И когда мы в игре поставили его на корабли, началось что-то невероятное! Но нам из российского офиса все это знать невозможно.
Для создания точных копий военных кораблей ваша команда путешествует по всему миру, встречается с ветеранами морских сражений. Так ли важна в играх историческая точность?
World of Warships ориентирована на людей в возрасте 35–45 лет. А они знают многие детали Первой и Второй мировых войн. Был один советский фильм про средние века, в нем был момент, поразивший меня сменой восприятия, происходящего: на полянке у леса два великих рыцаря сходятся в поединке, отстаивая свою честь. Они начинают ожесточенно сражаться, я как зритель, погруженный в драму происходящего, переживаю за победу правильного героя-рыцаря. И вдруг камера отъезжает и в кадр попадает стоящая за лесом высоковольтная опора ЛЭП! И БАХ!!! Ты уже не испытываешь настоящего сопереживания к этой трагедии, так как понимаешь – это не драма, а надуманная история, которую уже и досматривать не интересно. Так и у нас в игре. Поэтому мы считаем, что для погружения в мир морских сражений надо придерживаться определенной точности и историчности. Если мы делаем линкор Ямато, то он должен быть во всех деталях копией линкора Ямато. И если мы, например, решили создать линкор «Советский Союз», который в исторической реальности не был достроен из-за войны, то должны найти все сохранившиеся чертежи и оживить его таким, каким он должен был стать.
Вы сами играете?
Я, естественно, старейший игрок наших игр, сыграл почти 8 тыс. боев. Но и не прохожу мимо игровых проектов других компаний. Играю в среднем час в день. Хотелось бы больше, но не получается. Мне нравится играть, и на уровне пользовательских ощущений я должен знать, какие изменения происходят в нашей игре.
Вы используете информацию «о начинке» военных кораблей из международных архивов. Легко получить доступ?
Сложней всего получить ее в российских архивах. Их задача – хранить данные, а не предоставлять, и в этом они очень преуспели. В США архивы открыты для людей. Позже, когда геополитическая ситуация между нашими странами ухудшилась, попадать в них стало сложнее. Еще очень закрытой страной оказалась Великобритания. Попасть в ее архивы можно только благодаря связям с влиятельными людьми, лордами, и при этом надо заплатить очень большие деньги.
У вас очень классный офис, все пять этажей – как декорации исторического фильма о мореплавателях. Есть и рубка, и столики из мин, и даже скелеты на лестницах. Сами придумали интерьер?
Да, сами, и наш офис не уступает офисам западных ИТ-компаний. Но, поездив по миру, я не считаю его каким-то сверхъестественным. Кроме того, и наши сотрудники так не считают. Компании в конкуренции за таланты, распространяют много легенд, которые не всегда достоверны. Например, есть сказка про то как разработчик глобальной корпорации захотел монитор длиной в 10 м и его тут же поставили, или выдвинул требование, чтобы в окнах были видны горы, и ему тут же их насыпали. У нас такого нет. Но мир же живет сказками. И, кстати, русские народные сказки я бы вообще запретил. На мой взгляд, они формируют неправильный культурный код. Как это так, вся семья работала, а Емеля на печи лежал, а потом раз и все получил по щучьему веленью. И когда люди ждут всякие скатерти-самобранки, им и офис не нравится.
Вы создали крупнейшего в Петербурге разработчика компьютерных игр Lesta Studio. Одна из первых игр Pacific Storm имела успех даже на Западе. И вдруг в 2011 году вы продали свой бизнес Wargaming, а сами стали наемным топ-менеджером. Почему?
Поменялась парадигма существования рынка компьютерных игр. В той модели был изначально заложен конфликт. Игры тогда выпускались на CD и DVD, и их путь к потребителю был очень длинным. Издательства давали разработчику аванс, потом печатали тираж на заводе, после чего диски попадали к дистрибьюторам и потом в розницу. Деньги в этой цепочке возвращались в обратной последовательности. И до нас зачастую не доходило ничего. А Wargaming – первая среди компаний СНГ осуществила мощный прорыв прямого доступа к игре через Интернет, минуя издательства, заводы и дистрибьюторов. Мы тоже начали поворот к онлайн играм. Но на их создание нужны были совсем другие деньги – от 20 млн долларов и выше. Поэтому, когда в один прекрасный день раздался звонок Виктора Кислого, основателя Wargaming, с предложением о покупке компании, я ни секунды не раздумывал. Он тогда сказал, что у них есть классные идеи, а моя компания сможет их круто реализовать. И быть частью такой корпорации мне очень приятно.
Вы окончили Ленинградское высшее инженерное морское училище им. С. О. Макарова и даже поучаствовали в четырех антарктических экспедициях. Как происходила трансформация в бизнесмена?
Это был 1991 год. Я работал на научно-экспедиционном флоте, произошел развал СССР, Михаил Горбачев (последний генсек ЦК КПСС, – Ред.) выдвигал лозунги о наступлении эпохи рыночной экономики. Я решил окунуться во все это, и вместе с двумя коллегами-инженерами организовали компанию, хватались за все – от производства инструментов до строительства паркингов с лопатой и ломом. Тогда был полный рыночный хаос. Но я не жалел, что бросил флот, потому что его возрождение началось, спустя десятилетия, только сейчас за счет интереса к исследованию Арктики и Антарктики, где многие страны хотят застолбить свое место на этих территориях.
Полученное образование больше помогает или мешает в бизнесе?
Я ни разу не пожалел, что окончил «макаровку». Это была мощная организация со своим флотом. А корабли – это замкнутая эко-структура. Нас готовили не только как инженеров, но и обучали рабочим профессиям – токарным, слесарным, сварочным и тд. Успех экипажа зависит от качества подготовки любого ее члена. Морское прошлое меня научило заботиться не только о себе любимом, но и обо всей команде. Ты не можешь всю жизнь быть на вахте, рано или поздно уйдешь спать, и заступит на дежурство другой, в руках которого будет твой сон и твоя жизнь. Нельзя обеспечить свое будущее в одиночестве. Если спроецировать это на всю страну, то можно заработать много денег, купить самые дорогие машины и дома, но человек никогда не будет счастлив, живя в бедной стране. Среда будет к нему достаточно агрессивна. И это кончится плохо. Я всегда придерживаюсь принципов командной работы. Потому что каким бы я ни был чудным инженером, но если у нас будет дерьмовый штурман, то рано или поздно пароход куда-то засядет.
А если спроецировать на бизнес?
В рамках компании компетенции разных людей критически важны. Я могу быть экспертом в одной области, а не во всех. Поэтому я должен находить специалистов с нужной компетенцией, доверять им и помогать развиваться. Это и есть командная работа, где люди друг друга дополняют своим уникальными качествами. К счастью мы все разные, и кого куда бог поцеловал, известно только ему и хорошему руководителю.
World of Warships входит в топ-13 онлайн-игр на PC. При этом мир игровой индустрии стремительно меняется. Как удерживаете такое лидерство?
Игровая индустрия очень специфична своим стремительным развитием: если остановился на каком-то уровне своего профессионализма, то уже де факто – рыночный покойник. Мы непрерывно развиваем игру, меняем игровые механики, добавляем новые нации и корабли, и свое лидерство уступать не собираемся! Так же, как и разрабатываем новые хиты на всех направлениях рынка онлайн игр.
Отправить ответ
76 Комментарий на "Интервью М.А. Хатажаева от 12 марта 2021г. новостному порталу Sobaka.ru (не рофл)"
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий
Дерехтур в молодости
вполне амбициозный молодой человек))
Адмирал Уанброу: Начало
one eyebrow beginning
Да,пользовался яндекс переводчиком)
шо там айсберги плавают?
Иводзима же)
хорошо что не килиманджаро или альпы
Собственно говоря, твоя авка идеально описывает эмоции от прочтения сего интервью.
Одно только
чего стоит.
вобще проорал с этого, крутя арп Такао в порту.
Как кстати: вчера вышла новость про нерф авиков — на форуме вой и стенания про возврат прем-авиков, а сегодня новость про разработку ветки советских авиков и народ «хабает дичь»…. готовят свои кровные для покупки Чкалова!
Там торпедоносцы прямо в воздухе ремонтировать будут?
там щас будет ВСЁ, готовьте бабки
Теперь и на 2 лвл от питухов не спрячешься
Так уже уже давно, почти на всех АВ-8+.
А вот делать новые прямо в воздухе — это перспективная фишка, ящетаю!
Да ну йобана! Отбивайте ваши лонгриды, вкладка «Сообщество» выглядит теперь как двач!
А как? Нужно сам текст под кат утянуть? Самому не нравится, как теперь вкладка разбомблена.
Там в редакторе есть инструмент как полосочка выглядит.
Ждем статью «Как выпускник морского училища за полгода зафакапил перспективный проект международной компании WG». Это было сложно, но у него получилось. WOWS Legends им уже не доверили.
Кому не доверили, ты о чём?
О https://wowslegends.com/ Игра разрабатывалась китайской студией практически с нуля, не является портом.
То что портом не является да. но вот же было ещё прошлого года интервью с главным разрабом — https://wowslegends.com/blogs/entry/85-development-director-qa-stream/
Kirill Peskov, Development Director for World of Warships: Legends.
Судя по его фейсбучку, живёт в питере. Да и в самом интервью вопрос намекае
Q: Do you like long walks along the beach in the evening—in the sunset?
A: In the evening, in the sunset, in St. Petersburg, in November? Of Course!
её сто пудово в лесте делают же, писали об этом
да, вот нашёл, в заказухе для vc.ru писали
https://vc.ru/office/86688-ofis-wargaming-v-sankt-peterburge-vzglyad-iznutri
«На втором этаже офиса располагаются UX-лаборатория, аудиоотдел, команда консольного проекта World of Warships: Legends и многочисленный арт-департамент»
Дирехтур опять переиграл и уничтожил лесто-скептиков :(
Снимаю шляпу :(
Глупые лягушшшшонкии…
Все решает опыт…
То есть это не Леста говноделы и не умеют в, проблема где-то ещё.
на лохов, конечно же.
любая игра наберет за 6 лет эти миллионы, если регулярно давать рекламу. главное, чтобы игра приносила деньги, которые можно тратить на эту рекламу.
например, мобильный проект, в котором я участвую, имеет за те же 6 лет, 70млн регистраций по всему миру. но до уровня кораблей ему пока что очень далеко )
ага
пыль в глаза пускают
реальные показатели это среднесуточный онлайн и все это прекрасно знают
Реальные показатели — это бабосики, а с ними у Лесты все вполне себе хорошо
Классные идеи — это сделать танки_на_воде и танки_в_воздухе.
Бизнесмен из Хатажаева не вышел. Пока не позвонил Кислый, студия доедала хрен без соли со своими «успешными даже на западе» продуктами. А зачем он вообще тогда, некое подобие свадебного генерала? Мотивация не раскрыта.
К Хатажаеву тоже есть вопросы. Это же Спб, всегда можно было начать, например, снимать порно, рисовать аниме, etc. Зачем ложиться под Кислого, все было так плохо?
Ага блять,успешный бизнесмен,на волне танков сколотил себе капитал.
Что то не слышно,что воргеи были еще в чем то успешными.
Закончатся тунки,посмотрим на чем будет выезжать этот «гуру»игровой индустрии.
Таки да, сколотил на танках. Пока признанные фентези-строители смотрели снисходительно на чудаковатого белоруса — он взял и «выстрелил» со своими тракторами. И «стреляет» уже 11-й год, не смотря на ежегодные мантры икспердов, что «игре пиздец — теперь точно».
И будет «стрелять» дальше, пока кто-нибудь конкурентноспособный проект не выпустит… но вот что-то сильных конкурентов все не видно — даже среди богатых и успешных контор. Разве что гайдзины, но они, скорее, не конкуренты, а параллельный мир для другой аудитории (любителей «погрузиться поглубже», а не поделать «пиу-пиу» без заморочек).
Когда воргеи получали свой первый голден дилдо,я топил за танки пиздец.
Сейчас я радуюсь любому факапу со стороны ВГ.
Я один такой?
ИМХО,с Кити бизнесмен такое себе,там наверное целый отдел финансовых консультантов.
Ну пиздец,сравнил Туполева и какого то ноунейма)Все равно,что ВГ поставить в один ряд с юбисофтом или рокстар) Китя молодец,что поймал волну хайпа на танках и попытался сделать аналогичные проекты.Вот только что вышло.Самолеты на ладан дышат,корабли ещё куда нишло,а остальные игры вообще мертворожденными вышли.Успел спихнуть калибр,и то польза.
А что там с калибром кстати?
Вчера пришло письмо на почту,вроде пользовательское соглашение новое и акция какая то.Ну и конечно прейскурант со скидками из премлабаза
Странно, мне ничего не приходило. Наверное, я не приоритетный игорек (раз не задонатил ни разу).
И да, в Калибре скукота — даже по сравнению с подзаброшенными салолетами. Интересно — это как-то связано с выходом из-под ВГ? :)
Ну не знаю,либо попытка тралинга,либо ты просто не смотрел.
Ничего не закончатся. Наши алкоголики отечественные и стран бывш. эсссэра в другие игры играть не смогут, не фигурально выражаясь , а реально .. не смогут. Или варгейминги или предустановленные в виндовс типа пасьянс или сапер. Только тут сама игра дает тебе определенную планку по игровым достижениям и ее не снижает чтобы ты не делал анскильного. Я таких игр больше не знаю. Деградация как она есть.
Рано или поздно и наших алкашей утомит игра.Ну или печень отвалится как вариант)
Капец ты токсичный, ты бы что ли забил бы на игру на годик, а то у тебя какая то ломка в стиле ненавижу мою прелесть
Он бабки варит в мутной теме, это приносит авторитет и уважение, а разработчиков в морской теме не так то уж и много, а успешных еще меньше
— А у нас бизнес легальный, мы евробонды в Японию гоним (с)
Аж глаз режет.
Как, нах, инженер на флоте?
Механик, просто механик.
Маслопупы, духи, черти и много как еще.
Но механик!
Интересно, стармех — тоже чОрт? )
Ну и это
Расскажи разработчикам Классификатора профессий, Перечня военно-учетных специальностей и всяких Образовательных стандартов, что они нихера не понимают ни в жизни, ни в экономике, ни в морском деле.
А с точки зрения матроса — и штурман есть балласт, гоняющий кофе на мостике (за что ему только платят деньжищи).
Чушь не пори.
На флоте комсостав никогда инженерами не называют.
— Ты кем на судне работаешь?
— Вторым инженером-электромехаником.
Так, да?
Правильно. Комсостав — больше по личному составу (командиры). ИТС — больше по матчасти.
Раньше даже звания раздельные были (на суше, за флот не уверен) — например, «лейтенант» и «лейтенант-инженер». А военвузы вроде до сих пор на «инженерные» и «командные» делятся (с различными учебными программами и получаемыми квалификациями). Это, конечно, не значит, что командиру не надо знать технику, а инженеру — командовать подчиненными.
Докладываю, Инженер: судоводитель, механик, электромеханик — это специальность по учебному диплому. Апосля данные специализды пиздуют в МКК и сдают там квалификкационные экзамены. По результатам получают рабочий диплом: 3й. 2й. Старший помощники для инженеров-судоводителей. 4й. 3й. 2й. Механик для инженеров- механиков. Ну и т.д. Сам я есть Старпом на судах загран плавания.
В МКК новоиспеченные инженеры никакой экзамен не сдают, ибо они только что сдавали государственные экзамены (Приказ Минтранса РФ от 15 марта 2012 г. N 62). В МКК экзамены сдаются при повышении диплома , например с ВПК на СПК, или с СПК на КМ, или если у тебя прерванный стаж. В остальных случаях проходят переподготовку в учебных заведениях, где и сдают экзамены. Результаты экзаменов являются основанием для МКК в выдаче нового рабочего диплома в замен старого, у которого истек срок. За требования сдавать экзамены при подтверждении звания в нарушении ПДНВ в свое время сняли с должности капитана морского порта Владивосток.
Ну в мое время сдавали. И госы в универе ничего не стоили в МКК.
В ваше, это когда?
Хз на счёт морского дела, но про жизнь и экономику в минобре имеют исключительно документальное представление, эпопея с очередным перетряхиванием вузовских компетенций и кодов специальностей это показала ещё раз.
Там это, пиздаболить — не мешки таскать.
Помниццо, кто-то весь красивый обещал народу прем конты аж по 100 штук, и по лестожидовски наебал.
Так штааа….
Ну так им же было сказано, что корабли это не про наживу
Ктож спорит.
Я к тому, что если для дирехтура публично наебатьигорьков — норма, то вся контора — сплошные жыды.
Вроде нормальный мужик ….как докатились , что игра превратилась хз во что с 15к онлайном! Работы с кадрами что ли …..За игру ппц обидно , хотя уже и не играю
Тому що всё на полшишечки.
Нашу редакцию часто спрашивают: «Что такое «фейл»? Отвечаем: вот это он и есть:
— На сколько выросло у вас число пользователей?
— Оно осталось примерно такое же
Так у них средний доход с одного пользователя вырос. Это ж самое главное.
Ожившая история в которой нельзя вырубить идиотские камо, нельзя нормально что-то сделать с флагами некоторых стран, хотя это раз плюнуть — по сравнению со сложностями например баланса, и созданием новых веток.
А чо, в смысле нельзя вырубить камо?
Отключил себе все декоративные камки, вместо них обычные теперь.
В каком смысле нельзя? Отключить их отображение можно уже года три, отключить их отображение, так чтоб на твоём корабле оно выглядело как обычный камуфляж и давало при этом свои бонусы можно уже год где-то. С добрым утром, блин.
Отключаются только перманентные камуфляжи. Но остаются одноразовые камо, подавляющее число которых представляют из себя маразм типа жёлтого школьного автобуса или дня пи с женским днём. И их в боях большинство.
Как ты отключишь их (не считая модов, которыми некоторые принципиально не пользуются)?
ну ты что-то прям совсем желчью себя портишь, в игре масса действительно возмутительных, принципиальных игровых моментов, от которых клиент вечно в статусе «щас удалю», а ты от обычного камуфла вскипаешь.
PS. яркий камуфляж — высокий шанс для корабля попасть под фокус всего фланга, это влияние раздражающего пятна на сетчатку стрелка (желание «патушить вот этот цирк»). Поэтому я ставлю вырвиглазные только на Коня или Кинг Джорджа и никогда на крейсер :)
У каждого свои приоритеты. Кто-то бомбит от изменений или отмен механик. Кто-то от баланса. А я от внешнего вида ожившей истории.
У вас там модами контрастность выкручена в 500% или что, лол?
У меня нпрмр отключены только хелоуинские и дикобойные (потому что к ним прицеплена озвучка формата «орём в бочку и хуярим по ней кувалдой», ну нахуй такое минус уши), и на расстоянии типичного боя я корабли различаю исключительно по форме, какого там цвета очередные полосочки — да вообще не до этого, я мониторю перезарядку и кулдауны.
яркий камуфляж — как причина попадания под фокус работает тогда когда ты делаешь ошибку и остаешься один против нескольких противников.
Они всё-таки не такие уродливые, как многие постоянные и не так бросаются в глаза, поэтому таким вопросом я не задаюсь. Как по мне — в принципе большинство расходуемых камков выглядят ненатурально, шут с ними, в прицел их не слишком хорошо видно.